Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств муниципального района Благоварский район
Республика Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
(срок обучения 3 года)
с. Языково
Разработчик:
Яушева И. З., преподаватель МАУ ДО «ДШИ МР Благоварский район РБ»
Рецензент:
преподаватель высшей категории ГБОУ СПОКИ УУИ Беляева Т. Б.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования. Содержание разделов;
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VII. Материально-технические условия реализации программы
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
-Учебная литература
I. Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа по учебному предмету "Слушание музыки" является частью общеразвивающей программы в области музыкального искусства "Фортепиано".
Программа направлена на:
"Слушание музыки" находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как "Сольфеджио", "Музыкальная литература" и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
2.Срок реализации учебного предмета "Слушания музыки"
Срок реализации учебного предмета 3 года. Возраст учащихся с 6,5 — 9 лет до 10-12 лет.
3. Объём учебного времени и виды учебной работы.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов
|
|||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
|
|||
|
I полугод |
II полугод |
I полугод |
II полугод |
I полугод |
II полугод |
|
Аудиторные занятия |
16 |
16 |
16 |
17 |
16 |
17 |
98 |
Самостоятельная работа |
8 |
8 |
8 |
8.5 |
8 |
8.5 |
49 |
Максимальная учебная нагрузка |
24 |
24 |
24 |
25.5 |
24 |
25.5 |
147 |
Вид промежуточной аттестации |
|
контр. урок |
|
контр. урок |
|
зачет |
|
Продолжительность учебного года: с 1-3 классы — 39 недель,
Продолжительность учебных занятий в 1 классе — 32 недели, во 2-3 классах — 33 недели. Каникулы не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель.
4. Форма проведения учебных и аудиторных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий (уроков) мелкогрупповая численностью от 3 до 10 человек. Количество уроков — 1 раз в неделю. Продолжительность аудиторных занятий с 1 - 3 класс — 1 час.
5. Цель и задачи учебного предмета.
Цель программы:
Основные задачи данного курса:
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснование структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.
Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.
Третий год обучения решает задачи восприятия художественного целого.
Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает развитию восприятию художественного целого.
7. Методы и формы обучения.
В работе над реализацией этих задач используются следующие методы и формы:
Методы:
Предметным умением, которым ученики овладевают на уроках слушания музыки (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке — значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять, применять знания на практике, связывая их со слуховыми впечатлениями. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыкального произведения.
Формы:
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звуковым техническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видео материалов и прослушивания музыкальных произведений.
Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.
В результате освоения программы учащиеся должны:
Основные навыки и знания приобретаются на уроке при фронтальной работе со всей группой, тем не менее, закрепляется материал дома и домашние задания обязательны.
В домашние задания входят: сочинение небольших историй по пройденным темам, подбор загадок, картинок, рисунки, сочинение небольших мелодий. Выполнение обучающимися домашних заданий контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими пособиями, учебниками в соответствии с программными требованиями.
Текущий контроль усвоения содержания предмета следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться:
Основная форма текущего контроля на уроках слушание музыки — повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме.
При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися учебного материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.
Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учеников.
Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков.
Контрольные уроки входят в аудиторные занятия.
На контрольных уроках проверку знаний можно осуществлять в форме викторин, разгадывания кроссвордов, тестов и т.д.
Контроль за учебной работой учащихся по слушанию музыки предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. При оптимальном контроле преподаватель следит за усвоением всего учебного материала каждым учеником группы. Эффективность любой формы контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с обучающими и воспитательными. Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику. Оценивается работа ученика по пятибалльной системе.
Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Итоговая отметка за последний год обучения идет в документ об окончании ДШИ или ДМШ.
Условия реализации программы учебного предмета.
Для успешной реализации программы необходимо наличие учебного кабинета, инструмента, учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно и аудиотеки, дидактического материала, соблюдение межпредметных связей, активный поиск новых форм работы и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.
Контрольные уроки входят в аудиторные занятия.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование тем |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени (в часах) |
||
|
|
|
Максима-льная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия (в часах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Вводная беседа. Характеристика музыкального звука. Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Высота звука, длительность, окраска. |
Урок |
1,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, "шаги" музыкальных героев. Элементы звуковой изобразительности. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт) |
|
9 |
3 |
6 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Кантилена, скерцо, речитатив. |
|
10,5 |
3,5 |
7 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Сказочные сюжеты в музыке. Первое знакомство с балетом. Пантомима. Дивертисмент. |
|
3 |
1 |
2
|
5 |
Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Разные виды интонации в музыке и речи. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звуко-изобразительность, сигнал). Освоение песенок-моделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Первое знакомство с оперой. |
|
6 |
2 |
4 |
6
|
Музыкально – звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства. |
|
3 |
1 |
2 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
7
|
Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня. |
|
6
|
2
|
4
|
8 |
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк". Инструменты оркестра-голоса героев. |
|
3 |
1 |
2 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
|
Всего: |
|
48 |
16 |
32 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование тем |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени (в часах) |
||
|
|
|
Максима льная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия (в часах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). |
Урок |
6 |
2 |
4 |
2 |
Основные приемы развития в музыке. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов. |
|
4,5 |
1,5 |
3 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Способы развития в более крупных масштабах. Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица (периодичность, суммирование, дробление) на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. |
|
4,5 |
1,5 |
3 |
4 |
Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной логики, действенного начала. Мотивная работа как способ воплощения процесса динамического развития. |
|
6 |
2 |
4 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
5 |
Кульминация как этап развития. Способы развития в полифонической музыке. |
|
6 |
2 |
4 |
6 |
Выразительные возможности вокальной музыки. Вариации как способ развития и форма. Дуэт, трио, квартет, канон. Орнаментальные, тембровые вариации. Подголосочная полифония. |
|
7,5 |
2,5 |
5 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
7 |
Программная музыка. Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. |
|
3 |
1 |
2 |
8 |
Создание комических образов: игровая логика, известные приемы развития и способы изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации. Приемы создания комических образов: утрирование интонаций, неожиданные резкие смены в звучании (игровая логика) |
|
6 |
2 |
4 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
|
Всего: |
|
49,5 |
16,5 |
33 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование тем |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени (в часах)
|
||
|
|
|
Максима-льная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия (в часах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Народное творчество. Традиции, обычаи разных народов. Особенности бытования и сочинения народных песен. Народный календарь – совокупность духовной жизни народа. Соединение в народном календаре земледельческого, православного и государственного календаря. Календарные песни. Песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины: жнивные, игровые, шуточные, величальные (свадебные) песни. |
Урок |
4,5 |
1,5 |
3 |
2 |
Протяжные лирические песни. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины – эпические сказания. Особенности их музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. |
|
6 |
2 |
4 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Жанры в музыке. Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода. Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. |
|
3 |
1 |
2 |
4 |
Марши и понятие о маршевости. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. |
|
3 |
1 |
2 |
5 |
Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солоноворота - Колядка. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков) |
|
4,5 |
1,5 |
3 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Танцы и танцевальность в музыке. Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы XIX века. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. |
|
6 |
2 |
4 |
7 |
Цикл весенне-летних праздников. Сретенье-встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы. Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Разные виды хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла. |
|
4,5 |
1,5 |
3 |
8 |
Обычаи и традиции татарских народных праздников: Сабантуй - национальный татарский праздник. Навруз - весенний праздник. Джиен - соответствовал по времени русскому Семику и был молодежным праздником. |
|
3 |
1 |
2 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
9 |
Музыкальные формы. Восприятие музыкального содержания как единства всех его сторон в художественном целом. Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя. 2-х частная форма, песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. 3-хчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара учащихся. Вариации. Рондо. |
|
6 |
2 |
4 |
10 |
Симфонический оркестр. Схема расположения инструментов в оркестре. "Биографии" отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Обозначение и закрепление пройденного материала. |
|
3 |
1 |
2 |
|
Контрольный урок |
|
1,5 |
0,5 |
1 |
|
Всего: |
|
49,5 |
16,5 |
33 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по предмету "Слушание музыки" реализуется в структуре общеразвивающей программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 7 лет обучения.
Годовые требования. Содержание разделов
Первый год обучения
Раздел 1. Характеристика музыкального звука. Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Слушание музыки и изображение ударов колокола различными движениями, пластикой.
Самостоятельная работа: сочинение своей звуковой модели колокольного звона, основанного на равномерной метрической пульсации.
Музыкальный материал:
Колокольная музыка; П. И. Чайковский, «Детский альбом»,
Утренняя молитва, В церкви; В.-А. Моцарт, опера
«Волшебная флейта», Тема волшебных колокольчиков;
П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик», Танец феи Драже;
С. Прокофьев, балет «Золушка», Полночь;
Раздел 2. Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, "шаги" музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Метроритмическое своеобразие музыки, эмоционально-чувственное восприятие доли-пульса, ритмического рисунка. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт). Первое знакомство с инструментами симфонического оркестра. Зрительно-слуховой анализ средств выразительности. Изучая ритм, следует дать понятия метра как пульса и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. Ритм способен создавать своего рода орнаменты, благодаря которым мы лучше запоминаем музыку, отличаем один музыкальный жанр от другого. Дать ритмические формулы марша, вальса, мазурки, полонеза, польки, тарантеллы.
Самостоятельная работа: сочинение музыкальных "шагов" какого-либо персонажа сказки "Теремок". Зрительно-слуховой анализ средств выразительности в пьесах из собственного исполнительского репертуара.
Музыкальный материал:
В. Гаврилин,«Часы»;
Л. Шитте, этюд, соч. 160 № 6, «Мячик»;
русская народная песня «Дроздок»;
Э. Григ, «В пещере горного короля».
Н. Римский – Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане», Три чуда;
П. И Чайковский, «Детский альбом», Болезнь куклы, Похороны куклы;
М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», Марш Черномора;
М. Мусоргский, «Картинки с выставки», Быдло, Прогулка;
Р. Шуман, «Альбом для юношества», Дед Мороз;
П.И. Чайковский, «Детский альбом», Вальс, Полька;
С.Прокофьев, балет «Золушка». Гавот;
С. Прокофьев, «Классическая симфония», Гавот;
Л. Боккерини, Менуэт;
И. Штраус, полька «Трик – трак»;
Д. Шостакович, «Танец – скакалка»;
А. Эшпай, татарская танцевальная песня;
Л. Бетховен, Соната для фортепиано № 8, вступление и главная тема.
Раздел 3. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.
Основное внимание акцентируется на осознании выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. В ходе бесед после прослушивания музыкальных произведений дети с помощью преподавателя должны понять, какое из средств выразительности позволяет нам запоминать то или иное музыкальное произведение, что именно мы чаще вспоминаем, когда хотим восстановить в памяти любимую музыку. При рассматривании мелодии как выразительного средства музыки дается понятие вокальной, кантиленной мелодии и инструментальной. Дети, прослушивая разные музыкальные произведения, должны с помощью педагога научиться распознавать отличительные особенности вокальной и инструментальной мелодии. Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, скерцо, речитатив- особенности фразировки и звуковысотной линии мелодии, определение кульминации в нотных примерах из учебника и пьесах по специальности. Способы игрового моделирования.
Самостоятельная работа: Кроссворд по пройденным музыкальным примерам. Рисунки, отражающие звуковысотную линию мелодии, кульминацию.
Музыкальный материал:
Мелодия – вьюнок (Н. Римский – Корсаков, «Сказка о царе Салтане», Полет шмеля);
Стрела (Л. Бетховен, Соната № 1, главная партия);
Мелодия – пятно (С. Прокофьев, «Детская музыка», Дождь и радуга);
Мелодия – пружина (С. Прокофьев, «Классическая симфония», Гавот) и т.д. Галантные завитки и скрытая стрела в мелодии «Турецкого рондо» В.–А. Моцарт;
Сочетание маршевости и танцевальности.
А. Даргомыжский, «Старый капрал»;
Ф. Шуберт, «Шарманщик»;
И.-С. Бах, Токката ре минор для органа;
М. Мусоргский, цикл «Детская», В углу, С няней.
Раздел 4. Сказочные сюжеты в музыке.
Самостоятельная работа: Создание своей пантомимы.
Музыкальный материал: Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»,
Марш из 1 действия, дивертисмент из 2 действия.
Раздел 5. Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. В начале изучения этой темы проводится беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такой вопрос: "Какие настроения бывают у человека?" Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи. Разные типы интонации в музыке и речи: интонация вздоха, удивления, вопроса, угрозы, насмешки, фанфары, ожидания, скороговорки. Колыбельные песни. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звукоизобразительность, сигнал). Освоение песенок-моделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Осознание способов и приемов выразительного музыкального интонирования. Первое знакомство с оперой.
Самостоятельная работа: Подготовка народной колыбельной для пения в классе в театральном действии. Письменная работа: отменить знаками-символами смену динамики, регистра, темпа, речевой интонации. Сочинение музыкальных интонаций для героев какой-либо сказки.
Музыкальный материал:
Д. Кабалевский, три пьесы: «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;
Н. Римский – Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане», хор «О – хо – хо – нюшки – ох!»;
П. И. Чайковский, опера «Евгений Онегин», Вступление;
К. Глюк, опера «Орфей», Мелодия;
Р. Шуман, «Первая утрата»;
М. Мусоргский, опера «Борис Годунов», Плач Юродивого;
В. Калинников, «Киска»;
Ф.Шуберт "Лесной царь"
Дж. Россини "Дуэт кошечек"
Раздел 6. Музыкально – звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски.
После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приемов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться следующей таблицей:
темп |
регистр |
фактура |
лад |
динамика |
быстро |
высоко |
тяжело (густо) |
весело |
громко |
умеренно |
низко |
легко (прозрачно) |
грустно |
тихо |
медленно |
в пределах человеческого голоса |
|
|
|
Слушая музыкальные произведения, дети по заданию педагога могут отмечать карандашом в своих таблицах в тетрадях подходящие на их взгляд параметры для определения характера звучания музыки. В процессе обсуждения результатов эти данные уточняются, обогащаются эмоциональными оттенками слов. На первых уроках можно не давать обобщающих теоретических понятий, но постепенно приучать к тому, что: быстро - умеренно - медленно — темп;
высоко - низко - в пределах человеческого голоса — регистр; тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура; весело - грустно — лад; громко - тихо — динамика. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом. Исполнение ритмических канонов, детских песен-канонов, игра знакомых детских песенок с басом, двухголосно (например, песня "Во саду ли", "Ой, звоны", "Как пошли наши подружки"). Зрительно-слуховой анализ фактуры в пьесах по специальности и в нотных примерах из учебника. Самостоятельная работа: Рисунки нефигуративного, бессюжетного типа, отражающие характер музыкально - звукового пространства. Сочинение музыкальных примеров на тему "диссонанс, консонанс".
Музыкальный материал:
Э. Григ, «Ариетта», «Птичка», «бабочка», «Весной»;
Э. Григ, сюита «Пер Гюнт», Утро;
М.Мусоргский, «Картинки с выставки», Быдло, Прогулка. С. Прокофьев, кантата «Александр Невский», Ледовое побоище (фрагмент); В.–А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены. А. Вивальди, «Времена года», Весна.
Раздел 7. Сказка в музыке. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня. Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры. Для лучшего запоминания закономерностей изображения разных по характеру персонажей делается следующая таблица:
Злые фантастические персонажи |
Добрые фантастические персонажи |
Средства выразительности |
Минор, уменьшенный лад, хроматизмы |
Мажор, диатоника, |
лад |
Низкий |
Средний, высокий. |
регистр |
Диссонирующие (широкие или узкие) |
Консонансы. |
интервалы |
Свистящие, грохочущие, |
Светлые, теплые, ласкающие, нежные. |
тембры |
Самостоятельная работа: изобразить на фортепиано диалог злого и доброго человека в виде небольших звуковых эскизов. Сочинение музыкальных примеров на тему "Стихия воды и огня ".
Чтение сказки "Жар-птица", русских народных сказок про Бабу Ягу, былины о Садко.
Музыкальный материал:
П. И. Чайковский, «Детский альбом», Баба – Яга;
М. Мусоргский, «Картинки с выставки», Избушка на курьих ножках, Гном, Старый замок;
А. Лядов, «Кикимора» (вступление, экспозиция).
Ф. Шуберт, «В путь»;
Н. Римский – корсаков, опера «Садко», вступление «Океан – море синее», Пляс золотых рыбок;
Н. Римский – Корсаков, «Шехерезада», тема моря;
Ф. Шуберт, «Форель»;
К. Сен-Санс, «Аквариум»
И.Стравинский, балет «Жар-птица»;
Пройденные пьесы (Э. Григ, «Утро»; Н. Римский Корсаков, «Пляс золотых рыбок» и другие.).
Раздел 8. Голоса музыкальных инструментов. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки – инструменты оркестра (действие в музыке: контрапункты темы Пети и темы Птички, темы Птички и тему Утки, темы Птички и темы Волка и т.д.).
Самостоятельная работа: Рисунки отражающие характер музыкальных героев.
Музыкальный материал: Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Музыкальная тема, способы создания музыкального образа. Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности. Составление кроссвордов по терминам.
Самостоятельная работа: Определение в знакомых произведениях типов интонаций, связанных с первичными жанрами и музыкального образа в пьесах из своего исполнительского репертуара. Работа с нотным текстом из учебника (определение фактуры, темпа, динамики, изменений музыкальной речи).
Музыкальный материал:
Н. Римский – Корсаков, «Золотой петушок», вступление, «Полет шмеля»;
Р. Шуман, «Карнавал» (№ 2 и № 3);
С. Прокофьев, «Детская музыка», Утро;
Пьесы Э. Грига;
Р. Шумана («Альбом для юношества»), «Смелый наездник»;
М. Мусоргский, («Картинки с выставки»), пройденные в 1 классе;
А. Ключарев, «Танец медвежат»;
Д. Кабалевский, «Клоуны».
Раздел 2. Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Основные приемы развития в музыке: повтор (точный, с изменениями, секвенция), контраст в пьесах из детского репертуара. Первая попытка отслеживания процессов музыкального развития. Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов (Бах, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Дебюсси): музыкальный герой, музыкальная речь (как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть стиль композиторов).
Первоначальное знакомство с понятием содержание музыки и программной музыки. Музыкальная речь, возможность воплощения в ней мыслей и чувств человека. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара.
Конкурс на определения типа музыкального героя в программных пьесах из детского репертуара.
Самостоятельная работа: Подбор иллюстраций к музыкальным стилям. Сочинение музыкальных примеров: от игровых моделей к небольшим пьесам на основе этих элементов, например от секвенции к этюду.
Музыкальный материал:
С.Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», Джульетта-девочка;
П. Чайковский, «Детский альбом», Вальс, Сладкая греза, Новая кукла;
Э.Григ, «Пер-Гюнт», Песня Сольвейг. «Весной», Вальс ля минор;
Р.Шуман, «Альбом для юношества», Сицилианская песенка, Дед Мороз, Первая утрата;
Г. Гендель, Пассакалия;
Е. Крылатов, «Крылатые качели»;
И.-С. Бах, Полонез соль минор.
В. – А. Моцарт, Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
Н. Римский – Корсаков, «Полет шмеля»;
А. Вивальди, 3 часть («Охота») из концерта «Осень»;
Г. Свиридов, музыка к повести А.С. Пушкина «Метель», Военный марш;
С. Прокофьев, «Детская музыка», Тарантелла, Пятнашки.
И.-С. Бах, Токката ре минор 9 или Simfonia из Партиты №2 до минор, раздел «Grave»), Полонез соль минор.
В. – А. Моцарт, соната №16 До мажор, К-545;
Р. Шуман, «Детские сцены», Поэт говорит;
В. – А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» или первые части концертов и сонат для клавесина;
Ф. Шопен, Прелюдия №1 (или «Фантазия-экспромт», «Революционный этюд»);
К. Дебюсси, прелюдии «Шаги на снегу», «Снег танцует».
Раздел 3. Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица. Приемы вариационного изменения музыкальной темы. Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук – мотив – фраза – предложение - музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Анализ стихотворных текстов (из учебника и других источников) и мелодий знакомых детских песенок( например "Антошка", "Вместе весело шагать", русские народные песни), определение структуры по фразам, выкладывание графической схемы из карточек (одинаковой длины или разной, чтобы они соответствовали длине фраз в песне). Конкурс на определение синтаксической структуры.
Самостоятельная работа: Сочинение вариаций на мелодию народной песни (изменение ритма, дублирование мелодии и др.)
Музыкальный материал:
Легкие вариации из детского репертуара.
Р. Шуман, «Карнавал», № 2,3,4.
Раздел 4. Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной логики, действенного начала. Мотивная работа как способ воплощения процесса динамического развития, музыкального действия в классической сонате и сонатине из детского репертуара по программе 2 класса ( В. Моцарт, А. Гедике). Разучивание песенки-модели. Отслеживание процесса развития музыкальных "событий". Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, "жизнь" музыкальных образов от начала до конца. Слушание и слежение по графической схеме за ходом музыкального действия "Репетиция к концерту" В. Моцарта. Отслеживание процесса становления формы с позиции музыкальной фабулы с помощью карточек. Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти.
Самостоятельная работа: Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти.
Музыкальный материал:
В.-А. Моцарт, «Шесть венских сонатин», сонатины №1, №6;
Д. Чимароза Сонаты;
Д. Скарлатти Соната №27, К-152, Л-179 (том 1 под редакцией А. Николаева);
В.-А. Моцарт, Симфония № 40 (части 1 и 4) или «Детская» симфония Й. Гайдна;
В.-А. Моцарт, «Репетиция к концерту» и Концерт для клавесина
Раздел 5. Кульминация как этап развития. Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций.
Способы развития и кульминация в полифонических пьесах И. С. Баха. Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор, Инвенция до мажор). Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания.
Слушание музыкальных примеров ("Рост елки", "Па-де-де" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского), заполнение схемы "Лента музыкального времени". Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек).
Самостоятельная работа: В полифонических пьесах по специальности определение приемов имитации, контрапункта, характера взаимоотношения голосов.
Музыкальный материал:
П. Чайковский, балет «Щелкунчик», Рост елки, Па-де-де, Марш;
П. Чайковский, «Времена года», Баркарола;
Ф. Шуберт, «Лесной царь» (тихая кульминация);
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», сцена похищения Людмилы, заключительный хор «Слава богам» (по желанию – увертюра из оперы);
Э. Григ, Утро, Весной.
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», канон «Какое чудное мгновение»;
С. Прокофьев, Кантата «Александр Невский», Ледовое побоище;
С. Прокофьев, «Мимолетности»;
С. Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», Танец рыцарей;
И.-С. Бах, «Маленькие прелюдии и фуги»;
И.-С. Бах, Партита № 2 до минор;
Раздел Andante (или части из сюит);
Т Э. Денисов, «Маленький канон»;
Г. Свиридов, «Колдун»;
М. Мусоргский, «Картинки с выставки», Два еврея;
С. Прокофьев, «Раскаяние»;
П. Чайковский, «Детский альбом», Старинная французская песенка.
Раздел 6. Выразительные возможности вокальной музыки. Дуэт, трио, квартет, канон. Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней (в том числе имитация, контрапункт, вариационное развитие). Анализ текста и определение характера голосов в дуэте, квартете. Определение в вариациях смены интонаций, признаков первичных жанров.
Самостоятельная работа: Сочинение подголосков к мелодиям русских народных песен. Сочинение вариаций на мелодию с изменением первичного жанра (смена размера, темпа, динамики, регистра).
Музыкальный материал:
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», канон «Какое чудное мгновение»;
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», Персидский хор;
Г. Свиридов, Колыбельная песенка;
П. Чайковский, «Детский альбом», Камаринская;
Камаринская (в исполнении Оркестра русских народных инструментов).
П. Чайковский, опера «Евгений Онегин», дуэт «Слыхали ль вы», квартет и канон «Привычка свыше нам дана»;
В.-А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены;
Раздел 7. Программная музыка. Продолжение темы "Содержание музыки". Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Тема времен года.
Самостоятельная работа: Работа с таблицей из учебника. Запись в тетрадь примеров программной музыки из своего репертуара.
Музыкальный материал:
П. Чайковский, «Времена года», Белые ночи, Подснежник. Святки;
П. Чайковский, Симфония № 1, фрагменты;
А. Вивальди, «Времена года», Зима;
Пьесы из Детских альбомов различных композиторов (Р. Шуман, П. Чайковского, С. Прокофьева).
Раздел 8. Приемы создания комических образов. Утрирование интонаций, неожиданные резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, "неверных" нот, дразнилки, преувеличения. Интонация насмешки и ее соединение со зримым пластическим образом в жанре частушки. Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Викторины, кроссворды. Беседа и обмен мнениями о развитии музыкального образа в незнакомом произведении.
Самостоятельная работа: Подготовка к исполнению какой-либо детской частушки (о школьной жизни).
Музыкальный материал:
С. Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», Меркуцио;
С. Прокофьев, балет «Золушка», Гавот;
С. Прокофьев, «Детская музыка», Шествие кузнечиков, Марш;
С. Прокофьев, опера «Любовь к трем апельсинам», Марш, Скерцо;
С. Прокофьев, «Мимолетности», № 10, № 11;
Д. Кабалевский, Клоуны, Рондо-токката;
С.Джоплин, Рэгтайм;
И. Стравинский, балет «Жар-птица», Поганый пляс Кощеева царства;
К. Дебюсси, Кукольный кэк-уок.
Р. Щедрин, опера «Не только любовь», Кадриль;
Л. Бетховен, Первая Симфония, Менуэт;
А. Даргомыжский, Мельник;
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен. Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети. В программу включен урок - экскурсия в районный краеведческий музей.
Главная задача — создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию.
Народный календарь- совокупность духовной жизни народа. Соединения в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен ("Комара женить мы будем", "А кто у нас гость большой").
Самостоятельная работа: Чтение и анализ текста песен (метафоры, олицетворения). Определение характера, структуры мелодии. Создание своего личного (семейного) годового круга праздников.
Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», "Комара женить мы будем", "А кто у нас гость большой", «У медведя во бору» (два варианта народных и две обработке
Раздел 2. Протяжные лирические песни, плачи. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н.А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»).
Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний.
Самостоятельная работа: Сочинение подголоска (косвенное голосоведение, гетерофония). Изготовление макетов и рисунков щитов русских и монгольских воинов.
Музыкальный материал: Русские народные песни: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей;
А. Бородин, опера «Князь Игорь», Плач Ярославны;
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», хор «Ах, ты свет, Людмила»;
«Как за речкою» в обработке Н. Римского - Корсакова;
«Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о невидимом граде Китеже»
Раздел 3. Жанры в музыке. Первичные жанры, концертные жанры. Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода.
Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься».
Пение песен, подбор баса, аккордов. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры.
Самостоятельная работа: Рисунки своего «музыкального дерева». Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры.
Музыкальный материал:
«Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Из-за острова на стрежень», «Грянул внезапно гром»;
Кантаты: «Орле Российский», «Начну играть я на скрипицах» (или другие по выбору педагога);
М. Глинка, Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»;
М. Глинка, опера «Иван Сусанин», хор «Славься».
Раздел 4. Марши. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.
Самостоятельная работа: Найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки.
Музыкальный материал:
Г. Свиридов, «Военный марш»;
Дж. Верди, опера «Аида», Марш;
П. Чайковский, «Детский альбом», Марш деревянных солдатиков, Похороны куклы;
П. Чайковский, балет «Щелкунчик», Марш;
С. Прокофьев, опера «Любовь к трем апельсинам», Марш;
С. Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта», танец рыцарей;
Э. Григ, «В пещере горного короля»;
М.И. Глинка, «Марш Черномора»;
В.-А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», ария Фигаро «Мальчик резвый»;
Ф. Шопен, Прелюдия до минор.
Раздел 5. Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Ряженье, гадание. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н. Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов.
Самостоятельная работа: Пение песен из пособий по сольфеджио, анализ содержания и структуры песен. Сочинение современной и величавой.
Музыкальный материал: «Зимка - зима», «Сею-вею», «Коляда - маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и другие.
А. Лядов, «Восемь русских народных песен» («Коляда»),
Н. Римский – Корсаков, «Слава».
Раздел 6. Танцы. Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века.
Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев педагог должен показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов.
Самостоятельная работа: Анализ пьес по специальности, определение жанра. Составление кроссвордов.
Музыкальный материал: Старинные танцы из сюит Г. Генделя, Ж.Б. Рамо, Г. Перселла, И.С.Баха.
Танцы народов мира. Европейские танцы 19 века.
Раздел 7. Цикл весенне-летних праздников. Сретенье-встреча зимы и весны. Масленица-один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н. Римского – Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Разные виды хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла.
Самостоятельная работа: Сочинение подголосков. Изготовление поделок (бумажные птицы, чучело масленицы).
Музыкальный материал: «Маслена, маслена», «Масленая кукошейка», «А мы Масленицу», «Ах, Масленица», «Середа да пятница», «Ты прощай» и другие.
«Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетись, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырого дуба» (егорьевская), «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка».
Раздел 8. Музыкальные формы. Вступление, его образное содержание.
Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (исполнительский репертуар 2, 3 классов).
Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц.
Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес собственого исполнительского репертуара учащихся.
Вариации: в народной музыке, старинные (Г.Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И.Глинка).
Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса А.П.Бородина «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов.
Самостоятельная работа: Определение варианта музыкальной формы в сюжете известной сказки. Подготовка к исполнению в классе примеров на простые формы из своего исполнительского репертуара. Изготовление карточек-рисунков к различным музыкальным формам. Сочинение музыкальных примеров по пройденным темам: от игровых моделей к пьесам на основе этих моделей, например, от секвенции к этюду, от первичных жанров к вариациям и т.д.
Музыкальный материал:
Вступление:
М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин», Полонез;
Ф. Шуберт, Серенада, «Музыкальный момент» фа минор, «Шарманщик»;
П. Чайковский, «Времена года», Песнь жаворонка;
М. Глинка, романс «Жаворонок»;
Н. Римский-Корсаков, опера «Садко», вступление;
Н. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка», вступление;
Н. Римский-Корсаков, опера «Золотой петушок», вступление;
В.-А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», вступление.
Период:
И. Гайдн, Соната ре мажор, часть 1;
С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк», тема Пети;
Ж.-Ф. Рамо, Тамбурин;
П.И. Чайковский, Баркарола; «Детский альбом», Утренняя молитва;
Ф. Шопен, Прелюдия № 7 ля мажор;
И.-С. Бах, «Маленькие прелюдии» (см. Нотное приложение в пособие для 2 класса).
2-х и 3-хчастные формы:
П. Чайковский, «Детский альбом», Шарманщик поет, Старинная французская песенка;
А. Гречанинов, Без всяких нежностей (см. пособие для 2 класса);
Р. Шуман, Первая утрата и другие пьесы и песни по выбору педагога.
Рондо:
Ж.-Ф. Рамо, Тамбурин;
Д. Кабалевский, Рондо-токката;
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа;
С. Прокофьев, опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка.
В.-А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», ария Фигаро «Мальчик резвый»;
А. Вивальди, «Времена года»;
А. Бородин, романс «Спящая княжна».
Вариации:
Г.-Ф. Гендель, Чакона;
В.-А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», вариации на тему колокольчиков;
М. Глинка, опера «Руслан и Людмила», хор «Ах ты, Свет-Людмила» и «Персидский хор».
Раздел 9. Симфонический оркестр.
Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов.
Самостоятельная работа: Изготовление карточек - рисунков инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
Б.Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру»
Э. Григ, «Танец Анитры»;
И.-С. Бах, Бранденбургский концерт № 2, фрагмент;
Ж. Бизе, опера «Кармен», Антракт к 3 действию;
В.-А. Моцарт, Концерт для валторна № 4, часть 3;
П. Чайковский, балет «Щелкунчик», Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад»);
П. Чайковский, балет «Лебединое озеро», Неаполитанский танец;
К.-В. Глюк, опера «Орфей», Мелодия;
М. Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке»;
Э. Григ, «Пер Гюнт» (как пример оркестровой сюиты).
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
- умение давать характеристику музыкальному произведению;
- «узнавание» музыкальных произведений;
- элементарный анализ строения музыкальных произведений.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Промежуточная аттестация по предмету «Слушание музыки» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
Виды аттестации по предмету «Слушание музыки»: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала. Основная форма текущего контроля на уроках слушания музыки — повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности учащихся по окончании учебного года.
Основными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На контрольных уроках проверку знаний можно осуществлять в форме викторин, разгадывания кроссвордов, тестов и т.д.
График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, то есть в конце 1, 2, 3 классов. Итоговая оценка за последний (третий) год обучения идет в документ об окончании школы.
Требования к промежуточной аттестации
класс |
Форма промежуточной аттестации/ требования |
Содержание промежуточной аттестации |
1
|
Итоговый контрольный урок- обобщение пройденного понятийного и музыкального материала.
Наличие умений и навыков: -слуховое восприятие элементов музыкальной речи, интонации; -умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения); воспроизведение в жестах, пластике, графике, в песенках-моделях ярких деталей музыкальной речи (невербальные формы выражения собственных впечатлений).
|
|
2
3
|
Итоговый контрольный урок: -умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций; -умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях, избранных с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.
Итоговый контрольный урок (зачет):
-умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; -зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы; -умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций; -навык творческого взаимодействия в коллективной работе. |
-выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа; -способы развития музыкальной темы (повтор, контраст); -исходные типы интонаций (первичные жанры); -кульминация в процессе развития интонаций.
-об исполнительских коллективах; -о музыкальных жанрах; -о строении простых музыкальных форм и способах интонационно-тематического развития.
А.Вивальди, И.С.Бах, К.В.Глюк, Ж.Б.Рамо, Г.Ф.Гендель, Д.Скарлатти, Дж.Россини, В.Моцарт, Э.Григ, К.Дебюсси, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, А.К.Лядов, С.С.Прокофьев, Б.Бриттен. |
Устный опрос-проверка знаний в форме беседы. которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания- умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля по предмету «Слушание музыки»
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если ученик:
Оценка «4» выставляется, если:
Оценка «3» выставляется, если:
Оценка «2» выставляется, если:
Тесты, состоящие из 10 вопросов оцениваются:
«5» – без ошибок;
«4» – 2-3 ошибки;
«3» – 4-5 ошибки;
«2» – 7 и более ошибок.
Музыкальные викторины, состоящие из 10 вопросов, оцениваются:
«5» - 1 – 2 негрубые ошибки;
«4» - 3-4 негрубые ошибки;
«3» - 5-6 негрубые ошибки;
«2» – 7 и более ошибок.
Документация:
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.
В процессе усвоения программы в течении трёх лет учащиеся знакомятся с содержанием музыкальных произведений и со способностью музыки раскрывать широкий круг образов окружающего мира, сказок, мира чувств и переживаний, а также большое внимание уделяется средствам музыкальной выразительности, основным элементам музыкального языка.
Происходит знакомство с русскими народными песнями, музыкальными жанрами на основе лучших произведений композиторов-классиков. Параллельно с этим происходит усвоение признаков различных форм – куплетной, простой и сложной 3-х частных. Кроме того, учащиеся знакомятся с произведениями, созданными композиторами специально для детей, и с инструментами симфонического оркестра.
Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование эстетической культуры восприятия музыки, с одной стороны, и пропедевтику теоретических основ музыкального профессионализма, с другой.
На первых занятиях вопросы педагога касаются образной стороны произведения, его жанровых истоков, элементов музыкального языка и формы.
Например: характер музыки печальный или радостный; песни, танцы – быстрые или медленные; регистр – высокий или низкий; музыка похожа на песню или танец; сколько в пьесе частей; есть ли повторяющиеся темы и т.д. Полезно предлагать детям следующие задания. Педагог кратко характеризует 3-4 пьесы или дает их названия, после чего исполняет их в произвольном порядке. Дети должны определить, какая пьеса соответствует той или иной характеристике либо названия к исполняемым пьесам. В качестве домашнего задания дети могут подбирать к прослушанным на уроках произведения соответствующие их характеру стихи или выразить свои впечатления в рисунке.
Постепенно вопросы усложняются и требуют от детей самостоятельного анализа прослушиваемых произведений.
Прослушивание произведений необходимо предварять кратким и живым рассказом об их авторе: останавливаясь на наиболее ярких эпизодах из жизни композиторов-классиков. Полезно сопровождать рассказ демонстрацией картин известных художников. Это поможет детям более реально ощутить эпоху, в которую жил и творил композитор.
Обсуждая с детьми прослушанные произведения, нужно постепенно расширять их представления о музыкальной образности, обращать внимание на воплощение в музыке тончайших оттенков человеческих чувств и переживаний. На занятиях слушания музыки необходимо постоянно развивать и совершенствовать речь детей, обогащать и расширять их профессиональный словарный запас. Постепенно в их актив войдут такие определения характера музыки, как мечтательный, нежный, грациозный, шутливый, сосредоточенный, возвышенный, скорбный, лирический и другие.
Особенность психики детей младшего школьного возраста состоит в их непосредственной, ярко эмоциональной реакции на музыку. Эти качества нужно бережно сохранять и развивать. Необходимо с первых занятий создавать на уроках живую творческую атмосферу, поощрять в детях стремление к самостоятельному мышлению и точному выражению своего восприятия музыки. В то же время, поскольку маленькие дети не способны к длительной концентрации внимания, уроки слушания музыки должны быть разнообразными по содержанию и форме. Наиболее плодотворной формой урока является урок-беседа, который позволяет максимально активизировать внимание ребят, в которые, наряду с диалогом, педагог может вносить краткие объяснения, рассказы, практические задания, т. к. возраст детей требует разнообразия форм обучения и быстрой смены видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоятельной аналитической работы, урок-настроение, комплексный урок.
Однако в центре любого урока всегда стоит звучащая Музыка и эмоциональный отклик на нее — ребенка. Необходимо учесть эту существенную деталь при ознакомлении с поурочными планами.
Способы показа музыкального произведения могут быть различными:
В работе с маленькими детьми необходимо помнить о следующем: опираясь на яркое эмоционально-чувственное восприятие, нужно стремиться к обобщенной характеристике музыкального образа, не привязывать его к конкретной предметности.
Домашние задания должны быть увлекательными и нетрудными. Как вариант, можно предложить детям записать названия произведений и подобрать к ним эпитеты, принести на урок нотные примеры на пройденную тему из собственного исполнительского репертуара, найти в словарях или справочных изданиях какие-либо сведения о композиторах и музыкальных инструментах. Дети любят сочинять музыкальные примеры, и, конечно, рисовать.
Домашние задания часто связаны с сочинением музыкальных примеров, и здесь особую ценность, по верному замечанию Б. Яворского, представляет не столько продукт творчества, сколько сам процесс овладения музыкальной речью. Но еще важнее — суметь включить детей в этот процесс, что получается не сразу и не со всеми. Запустить механизм сочинения очень важно с самого начала обучения.
К практическим и творческим формам работы дома и в классе относятся краткие письменные работы, часто в форме тестов: необходимо выбрать нужное слово из данных (средства выразительности, эпитеты) или поставить правильный термин в нужном месте.
В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами. Во 2 классе они пишут более свободно и смогут не просто записать ряд эпитетов, но и отметить элементы музыкальной речи, создающие образ. К концу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении дети уже способны выразить в более - менее связном рассказе (с предварительной беседой и комплексом продуманных вопросов). В 3 классе педагог может провести ряд письменных работ с целью закрепления пройденных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение первичного жанра, и определение элементов музыкальной речи, способствующих созданию образа.
Возможно, не всегда нужно ставить оценки за письменную работу, но поощрять за удачные находки необходимо. Критерии оценок могут быть разными. Они зависят от индивидуального продвижения учащихся, а также не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под написанным. Вопрос о том, как педагог должен читать детские работы, требует особого разговора.
Что же касается оценок за устную работу на уроке, то они должны отражать скорее большую или меньшую активность ребенка, чем его выучку, ведь слишком мал еще запас прочности знаний в такой сложной материи, где многое не поддается формальному определению.
А. Лагутин писал: Хороший современный урок - своего рода педагогическое произведение, ... где расчет и вдохновение выступают в неразрывном единстве. Поэтому любые усилия педагога, ведущего «Слушание музыки», будут состоятельными лишь тогда, когда педагог отнесется к программе по-настоящему творчески, а также будет учитывать реальные возможности и способности своих учеников.
Материально-технические условия реализации программы "Слушания музыки" должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
VII. Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы "Слушания музыки" должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы "Слушания музыки" перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;
-учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
-наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов симфонического и народного оркестров);
-электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
-библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
Список методической литературы
Список литературы.
10.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва, 2001 г.
Учебная литература и хрестоматии
1.Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии» Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы М., 2007