Версия для слабовидящих

Поиск

ДОП Фольклорный ансамбль

 

Рецензия

на дополнительную общеразвивающую программу в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль»

преподавателя МАУДО  «ДШИ МР Благоварский район РБ»

Давлетбаевой Марины Ивановны.

                В дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль» преподавателя Давлетбаевой Марины Ивановны содержатся следующие разделы: пояснительная записка, примерный учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, методическое обеспечение учебного процесса, примерный репертуарный список, список рекомендуемой литературы и средств обучения.

         В пояснительной записке даны сроки освоения программы, цели и основные задачи предмета, формы проведения занятий, основные знания, умения и навыки, получаемые на занятиях фольклорного ансамбля, объём учебного времени.

                В примерном учебно-тематическом плане содержатся таблицы на срок обучения 7лет; указаны темы предмета, количество отведённых на каждую тему часов; указано общее количество часов, отведённых на каждую тему в течение года.

                Требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют Федеральным государственным требованиям к дополнительной  общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

                Программа содержит примерный репертуарный список на 7лет обучения. Также программа содержит подробный список методической и учебной литературы.

                В целом дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль» соответствует современным Федеральным государственным требованиям, предъявленным к педагогике и методике обучения. Программа может быть рекомендована к применению в учреждениях дополнительного образования детей.

 

 

Рецензент:

 

 

 

 

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств муниципального района

Благоварский район Республики Башкортостан»

 

 

 

 

                                                                                                                                          Утверждено

                                                                                                                                          приказом  по МАУ ДО

                                                                                                                                          «ДШИ МР Благоварский

                                                                                                                                          район РБ»

                                                                                                                                          «___»____________2015 год

                                                                                                                                          № __________

 

 

 

 

 

«Фольклорный ансамбль»

примерная учебная программа по классу русский фольклор

Срок реализации – 7 лет

 

 

 

 

 

                                                                                                                           Принято педагогическим советом

                                                                                                                           Протокол от 27.08.2015 г. № _5__

 

 

Преподаватель МАУ ДО

 «ДШИ МР Благоварский район

 Республики Башкортостан»

Давлетбаева М.И.





 

 

 

с. Языково.

1.Пояснительная записка.

Фольклорный ансамбль - один из важнейших факторов развития слуха, музыкальности, формирования интонационных навыков.

Цель предмета - глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально - поэтического фольклора.

Основные задачи предмета:

  • Воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
  • Сформировать и развить исполнительские навыки, опираясь на фольклорное исполнение;
  • Сформировать интерес и стремление к познанию глубины содержания народной музыки.

Фольклорный коллектив небольшой (5-12 человек), что способствует раскрепощению личности, установлению межличностных связей в коллективе. Ансамбль строится по принципу участия в «совместном» исполнении. Запевала задает «тон» всей песне: высоту и темп звучания, эмоциональный настрой. Сначала эту роль выполняет руководитель, позже это должен уметь каждый из участников коллектива. Желательно чтобы каждый ребенок овладел навыками исполнения подголосков в песнях.

Форма проведения урока - комплексное, комбинированное занятие, включающее вокальный ансамбль, народно - бытовую хореографию, слушание музыки (в младших классах - русское народное музыкальное творчество).

Музыкальные способности включают в себя музыкальный слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную память, воображение. Одна из наиболее часто встречающихся проблем музыкального обучения - слабая координация между слухом и голосом, маленький диапазон голоса. Благодаря исполнению народных песен дети - «гудочники» к концу первого года обучения успешно включаются в ансамбль и могут чисто интонировать простые песни: колядки, веснянки, пестушки.

Разучивание песен в младших классах происходит от голоса педагога, в этом случае слуховое восприятие соединяется со зрительным восприятием артикуляции. В старших классах наряду с показом педагога планируется расшифровка песен с магнитной записи материалов фольклорных экспедиций. Педагог помогает расшифровать текст; обращает внимание на диалектные особенности произношения, манеру пения. Это способствует более успешному овладению народной манерой пения. Поэтому в старших классах желательно участие в фольклорных экспедициях. Это поможет также профессиональной ориентации, дальнейшему углублению интереса к народной культуре, быту, приобретению жизненного опыта. В процессе занятий развиваются различные виды памяти. Уже к середине первого года обучения дети свободно запоминают достаточно протяжные песни. Этому способствует логический анализ текста, объяснение всех непонятных и редко встречающихся слов.

Пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Так как большинство народных песен имеют запев в каждом куплете, запоминанию мелодии помогает поочередное запевание куплетов каждым из детей, когда песня достаточно хорошо разучена. Этот прием повышает ответственность ученика за свое исполнение, усиливает контроль  голоса, способствует более быстрому развитию диапазона, чистоте интонирования, повышает внимание детей и заинтересованность при неоднократном повторении песни в течение урока, а также позволяет педагогу проводить индивидуальную работу при групповой форме занятий.

Введение разучивания и исполнения народных песен по нотам помогает сознательному овладению произведением. Занятие начинается с выполнения дыхательных упражнений, упражнений на развитие мимических мышц, заданий на дикцию и артикуляцию, что способствует развитию голосового аппарата ребенка, подготовке его к работе. Для достижения унисонного звучания используется распевание и напевное произношение скороговорок на одном звуке, звукоподражательные упражнения: зов кукушки, жужжание и гудение насекомых и др. Для распевок можно использовать песни - заклички, попевки из песен по трихорду, поступенному движению и т.д.

Необходимо научить детей правильному певческому дыханию (диафрагмальному), правильному положению корпуса при пении. Постепенно развивать грудной регистр голоса. Ритмическому развитию способствует игра на шумовых инструментах: ложках, трещотках, бубне, свистульках и др.

Основные знания, умения и навыки, получаемые на занятиях фольклорного ансамбля.

1. Знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного музыкального - поэтического творчества.

2. Знание приуроченности песенных жанров.

3. Владение традиционной манерой исполнения народной песни в ансамбле:

  • Уметь запевать песню;
  • Вести свой голос и находить подголоски;
  • Сохранять диалект исполняемой песни;

Занятия групповые, младшие классы - по 2 часа в неделю; старшие - по 3 часа в неделю.

Аттестация проходит в форме контрольного урока с оценкой и выпускного экзамена на 7 году обучения.

 

2.Примерный тематический план и основное содержание предмета.

Название темы

Теоретически часов в год

 

1 класс

 

 

Введение. Цели и задачи предмета «Фольклорный ансамбль»

1

1.1

Песни - прибаутки

3

1.2

Песни-дразнилки

3

1.3

Считалки

4

1.4

Песни - игры

7

1.5

Рождественские колядки

10

1.6

Зимние игры

5

1.7

Рождественское колядование

6

1.8

Веснянки

9

1.9

Весенние игры и хороводы

9

1.10

Летние приговорки и песни

9

1.11

Повторение. Контрольный урок

2

 

Итого 1 класс

68 часов

 

2 класс

 

2.1

Песенные считалки

3

2.2

Шуточные песни

7

2.3

Материнский фольклор

8

2.4

Рождественские колядки

8

2.5

Рождественское колядование

5

2.6

Святочные игры, забавы и пляски

9

2.7

Масляничные песни

8

2.8

Весенние хороводы

6

2.9

Игры на воздухе

5

2.10

Жнивные песни и игры

5

2.11

Концерт - лекция «Песня русская звучит»

2

2.12

Повторение. Контрольный урок

2

 

Итого 2 класс

68 часов

 

3 класс

 

3.1

Небылицы

5

3.2

Скоморошина

6

3.3

Плясовые песни

8

3.4

Подблюдные песни (святочные гадания)

6

3.5

Масляничные песни

7

3.6

Праздник Масленица

2

3.7

Игры и пляски

9

3.8

Хороводы

8

3.9

Веснянки

8

3.10

Пасхальные песнопения

7

3.11

Повторение. Контрольный урок

2

 

Итого 3 класс

68 часов

 

4 класс

 

4.1

Исторические песни

9

4.2

Свадебные песни

10

4.3

Народные песни ВОВ

8

4.4

Рождественские колядки

10

4.5

Рождественское колядование

5

4.6

Святочные игры и забавы

8

4.7

Масляничные песни

10

4.8

Пасхальные песнопения

9

4.9

Духовные стихи

9

4.10

Хороводы, игры, пляски

13

4.11

Веснянки

9

4.12

Повторение. Контрольный урок

2

 

Итого 4 класс

102 часа

 

5 класс

 

5.1

Западно - Русский песенный стиль (Брянск, Смоленск, Псков)

28

5.2

Южно - Русский стиль (Белгород, Курск)

19

5.3

Танки и карагоды Курской области

15

5.4

Исторические песни и былины

9

5.5

Праздник «Зеленые Святки»

2

5.6

Весенние - летние песни, игры, хороводы, пляски на лугах

15

5.7

Календарные песни - Великий пост от Пасхи до Петрово заговения

12

5.8

Контрольный урок

2

 

Итого 5 класс

102 часа

 

6 класс

 

6.1

Среднерусская традиция (Рязань, Пенза, Липецк)

 

19

6.2

Песенные традиции Среднего Урала

18

6.3

Казачьи плясовые песни

15

6.4

Весенние - летние игры, хороводы, пляски на лугах

10

6.5

Плясовые песни

8

6.6

Частушки

10

6.7

Песни свадебного обряда

20

6.8

Повторение. Контрольный урок

2

 

Итого 6 класс

102 часа

 

7 класс

 

7.1

Колыбельные, потешки, игры, прибаутки Архангельской области

14

7.2

Рождественские колядки, тропарь

12

7.3

Масленичные песни

10

7.4

Духовные стихи

9

7.5

Хороводные песни

10

7.6

Песенные традиции Сибири

14

7.7

Основные жанры местной песенной традиции

14

7.8

Фольклорная экспедиция

17

7.9

Выпускной экзамен

2

 

Итого 7 класс

102 часа

 

Всего по предмету

612 часов

 

3.Требования, предъявляемые к учащимся.

Должны знать:

  1. 1.Детские жанры народно-песенного творчества (прибаутки, дразнилки, считалки и т.д);
  2. 2.Жанровые разновидности фольклора (небылицы, скоморошины, подблюдные песни, праздничные, рождественские и пасхальные церковные песнопения);
  3. 3.Западно - Русский и Южно-Русский песенный стиль, среднерусскую традицию, песенные традиции Сибири их особенности исполнения;
  4. 4.Песенные стили их особенности и жанры.

Уметь:

  1. 1.Уметь вести свой голос, слушать рядом поющего соседа, петь «чисто», в унисон, в единой манере звукообразования;
  2. 2.Чисто интонировать знакомые мелодии без сопровождения, уметь их варьировать;
  3. 3.Без напряжения, правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч), владеть цепным дыханием;
  4. 4.Обыгрывать образы героев в песнях и играх.

4.Средства обучения.

Музыкальные инструменты:

Гармонь;

Ложки деревянные;

Трещотки;

Бубен;

Свистульки;

Балалайка прима.

Многие из этих инструментов имеются в каждой музыкальной школе (исключением бывают гармони).

5.Примерный репертуарный список

Младшие классы:

Обрядовые песни: заклички, веснянки, колядки, колыбельные, масленичные.

Детские народные игры:

Александровская береза, Бояры, Вот мы сеяли лен, Ворон, Дрема, Заинька во садочке, Заплетися плетень, Золотые ворота, На горе-то мак, Сиди, сиди, Яша.

Шуточные и плясовые песни:

Во кузнеце, Где, был Иванушка?, Жил я у пана, Как у нас-то в мастерской, Сидели две птички, Купим мы с бабушкой, На речушке на мосту, Чижик.

Солдатские песни:

Если хочешь быть военным, Земляничка-ягодка, Ласточка.

Духовные стихи:

А где вы, где вы?, Неунывай душа моя, Что есть един.

Старшие классы:

Обрядовые песни: Заклички, Веснянки, Волочебные, Колядки, Масленичные, Троицкие;

Хороводные и вечерошные песни:

Как на речке, речке, На горе, горе, Как за двором за двором, Как на этой на долинке, Как по травкам, Кто у нас хороший, Посеяли девки лен, Хожу я гуляю вдоль по хороводу.

Протяжные песни и романсы:

Во субботу день ненастный, Домик стоит над рекою, Златые горы.

Свадебные песни;

Плясовые песни;

Солдатские и казачьи песни:

Духовные стихи:

А вы голуби, Что на горе, на горе.

 

 

 

 

6.Рекомендуемые репертуарные сборники.

1. Антология народной песни./Сост.С. Браз.-М.:МузыкаД993.

2. Аверкин А.Частушки, припевки, страдания.- М.:Сов. Композитор,1974.

3. Аркин Е. Со венком я хожу.- Омск.: Омское кн. изд-во, 1993.

4. Аркин Е.Ты березка моя.- Омск.: Омское кн. изд-во,1987.

5. Заволокин А., Заволокин Г. Это звонкое чудо частушка.- М.: Сов. Компози тор, 1989. 1

6. Заволокин Г.Частушка на эстраде,- М.: Искусство, 1986.

7. Зоренька- зарница: Русские народные песни /Сост.Л. Антипова,- М.: Русская песня, 1989.

8. Любимые русские народные песни /Сост. Б. Жаров.- М.: Музыка,1989.

9. Музыкальный фольклор и дети: песни Алтая /Сост. О. Щербакова,- М.: Русская песня,1997.

10.Народные песни Вологотской области /Сост. А. Мехнецов.- М.: Сов. Композитор,1981.

11.Популярные русские народные песни.- М.: Музыка,1996.

12.Песни Псковской земли. Вып. 1. /Сост. А. Мехнецов.- Л.: Сов. Компози- тор,1989.

13.Репертуар народного певца. Вып. 1. /Сост. Л.Шамина,- М.: Музыка,1987. 14.Репертуар народного певца. Вып.2. /сост. Л. Шамина.-М.: Музыка, 1988. 15.Репертуар народного певца. Вып.З. / Сост. Л. Шамина.- М. Музыка,1993. 16.Русские народные песни Алтайского края. Вып.1. /Сост. Н. Бондарева.- М ВМО, 1995.

17.Русские народные песни и частушки, записанные от М. Мордасовой.- М.: Сов. Композитор,1983.

18.Русские народные песни для голоса с баяном.- Л.: Музыка,1972. 19.Русские песни из репертуара Л. Руслановой. / Сост. Н. Кольцов.- М.: Сов. КомпозиторД973.

20.Ты Россия моя: песни из репертуара Л. Зыкиной. / Сост. Ю. Зацарный: Сов. Композитор,1979.

21.Фольклор в школе. В 4-х вып. / Сост. Т. Ананичева.- М.: Русская пес- ня,1997.

22.Частушки, страдания, припевки. / Сост. В. Позднеев.- М.: Русская пес- ня,1988.

23.Шамина Л. Школа русского народного пения.-М.: Русская песня,1998.

 

 

 

Яндекс Метрика

Яндекс.Метрика

 

Счетчик посещений

© 2009-2024 by GPIUTMD

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторизация

Календарь

<< < Сентябрь 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30