Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»
Утверждено
приказом по МАУ ДО
«ДШИ МР Благоварский
район РБ»
«___»____________2019год
№ __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ
Срок реализации программы – 2 года
Принято педагогическим советом
Протокол от 29.08.2019 г. № _5__
Составитель: Аминева Р.А.
Преподаватель МАУ ДО «ДШИ
МР Благоварский район РБ»
с. Языково
2019 год
Рецензия на программу по учебному предмету
«Основы изобразительного искусства и рисование» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы со сроком обучения 2 года
( МАУ ДО «ДШИ МР Благоварский район РБ»)
Разработчик-составитель программы: преподаватель ДПИ 1 категории Аминева Р.А.
На рецензирование представлена программа по учебному предмету «Основы изобразительного искусства и рисование» для реализации в области художественно-творческой подготовки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В пояснительной записке разъясняется значимость данной программы и её место в учебном плане МАУ ДО «Детская школа искусств», выявляются межпредметные связи.
Реализуется программа с 1 класса детской школы тскусств при двухлетнем сроке реализации общеразвивающей программы. Чётко определены цель и задачи программы, указан объём учебного времени на предмет.
Учебно-тематические планы предусматривают аудиторную учебную нагрузку, достаточное количество времени на самостоятельную работу и не превышает рекомендованную максимальную учебную нагрузку.
Материал изложен доступно и грамотно. Терминология соответствует профессиональной направленности программы.
Темы заданий продуманы с учётом возрастных и творческих особенностей детей и соответствуют минимуму требований к уровню подготовки обучающихся на данной программе. Освоение материала строится по принципу от простого к сложному. Задания чередуются по времени исполнения - длительные с краткосрочными упражнениями. Цикличность тем даёт возможность вернуться к изученному материалу, повторить, закрепить и усложнить содержание.
Формы, методы контроля, система оценок и критерии оценки позволяют в полной мере оценить полученные результаты.
Программа обеспечена методическими материалами, литературой, необходимыми средствами обучения.
Программа может быть рекомендована к реализации в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в детской художественной школе
Рецензент:
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области изобразительного искусства Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей , приступающих к освоению программы 7-17 лет.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов общеразвивающей программы. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов. Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя, а также предполагает достаточную свободу преподавателю в выборе конкретных тем, направленности заданий.
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование – 2 года
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 287 часов, в т. ч. аудиторной нагрузки - 204 часа.
Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов |
||||
Классы |
1
|
|
2 |
|
||||
Полугодия |
1 |
2 |
|
1 |
2 |
|
||
Аудиторные занятия (в часах |
32 |
34 |
66 |
32 |
34 |
66 |
||
Самостоятельная работа (в часах) |
11 |
11 |
22 |
11 |
11 |
22 |
||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
43 |
45 |
88 |
|
|
88 |
||
Вид промежуточной аттестации |
|
К |
|
|
|
к |
||
К – контрольный урок
Занятия по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности школы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
– формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
Задачи:
– развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);
–воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Кабинет оснащен удобной мебелью, наглядными пособиями.
Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства и направлена на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных. базовых художественно-творческих умений и навыков в области изобразительного искусства. Часть заданий призвана развивать образное мышление и соображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память, творческую активность.
Учебно-тематический план по учебному предмету
Основы изобразительной грамоты и рисование
Первый класс
№ |
Наименование раздела, темы, задания |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
1 |
Многообразие линий в природе |
урок |
2 |
1 |
3 |
2 |
Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна |
урок |
2 |
1 |
3 |
3 |
Цветовой спектр. Основные и составные цвета |
урок
|
2 |
1 |
3 |
4 |
Цветовые растяжки |
урок
|
2 |
1 |
3 |
5 |
Выполнение цветовых композиций, построенных на основных цветах. |
урок |
2 |
1 |
3 |
6 |
Фактуры. Графическое изображение животного с передачей фактуры |
урок |
2 |
1 |
3 |
7 |
Рисунок простых природных форм с натуры. Закрепление полученных навыков. |
урок |
2 |
1 |
3 |
8 |
Тёплые и холодные цвета |
урок |
2 |
1 |
3 |
9 |
Проведение линий, деление отрезков, понятия «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». |
урок |
2 |
1 |
3 |
10 |
Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия. Понятие о симметрии.
|
урок |
2 |
1 |
3 |
11 |
Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт Закрепление понятия о симметрии. Пропорции. Визирование |
урок |
2 |
1 |
3 |
12 |
Закрепление полученных навыков. Вариант задания: две вазы – симметрия, пропорции. Творческое задание: объединение в единый ансамбль с помощью орнамента |
урок |
2 |
1 |
3 |
13 |
Техника работы акварелью «мазками». Пуантилизм. |
урок |
2 |
1 |
2 |
14 |
Техника работы акварелью «Сухая кисть» |
урок |
2 |
1 |
3 |
15 |
Орнамент. Виды орнамента |
урок |
2 |
1 |
3 |
16 |
Орнамент. Декорирование конкретной формы |
урок |
2 |
1 |
3 |
2 ПОЛУГОДИЕ |
|||||
17 |
Рисунки фруктов и овощей фломастерами, цветными карандашами |
урок |
2 |
1 |
3 |
18 |
Работа с шаблонами в технике "набрызг". Гуашь. |
урок |
2 |
1 |
3 |
19 |
Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт. Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами. |
урок |
4 |
1 |
5 |
20 |
Восточный натюрморт в технике "гуашь". |
урок |
6 |
1 |
7 |
21 |
Графика. Буквица. Изображение первой буквы названия предмета или животного, насекомого. Например: Ж-жук. Украсить декором. |
урок |
4 |
1 |
2 |
22
|
Композиционный центр. Доминанта. Темы композиции: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка. |
урок |
4 |
1 |
5 |
23
|
Ритм. Динамика. Тема композиции: подводный мир. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка. |
урок |
6 |
1 |
7 |
24
|
Симметрия. Асимметрия. Тема композиции - орнамент из стилизованных цветов и листьев. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка |
урок |
6 |
1 |
7 |
25 |
Монохромное упражнение на обобщение и ритмику.
|
|
2 |
2 |
Второй класс
№ |
Наименование раздела, темы, задания |
Вид учебного занятия |
Общий объём времени (в часах) |
|||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
||||||||
1 |
Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков |
урок |
8 |
1 |
9 |
|||||
2 |
Нюансы. Многообразие оттенков цвета |
урок |
6 |
1 |
7 |
|||||
3 |
Абстракция. Преобразование пластической формы в Геометризированную. (графика) |
урок
|
10 |
1 |
11 |
|||||
4 |
Симметрия. Пятно. (графика) |
урок
|
4
|
1 |
5 |
|||||
5 |
Контрасты. Контрастные пары цветов |
урок |
4 |
1 |
5 |
|||||
2 ПОЛУГОДИЕ |
||||||||||
6 |
Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». |
урок |
6 |
1 |
7 |
|||||
7 |
Изучение нетрадиционных живописных приемов |
урок |
4 |
1 |
11 |
|||||
8 |
Линия горизонта. Плановость |
урок |
10 |
1 |
11 |
|||||
9 |
Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент |
урок |
6 |
1 |
11 |
|||||
10.
|
Статика. Динамика
|
урок
|
4
|
1
|
5
|
|||||
11 |
Перспектива
|
урок
|
6
|
1
|
7
|
|||||
Содержание учебного предмета
Основы изобразительной грамоты и рисование
Первый класс
Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А 4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
Знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов («Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А 4.
Выполнение тоновых растяжек.
Для создания композиций используются только основные цвета (жёлтый, синий и красный). Запрещается использование прямых изобразительных цитат.
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений-зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и графическое изображение животного с передачей фактуры Использование формата ½ А 4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
Вариант задания: листья, комнатное растение
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов («Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А 4.
Изображение пера волшебной птицы.
Проведение линий, деление отрезков, понятия «тон», «тоновая растяжка», «сила тона»
Понятие о симметрии . Выполнить орнамент на контрастах «черное на белом» - и наоборот.
Закрепление понятия о симметрии. Пропорции. Визирование. Рис. вазы.
Вариант задания: две вазы – симметрия, пропорции. Творческое задание: объединение в единый ансамбль с помощью орнамента
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы («Рыбка», «Курочка-Ряба»). Использование акварели, формата А 4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван Гог и др.).
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов («Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т.д.). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: закрепление приема
Орнамент. Виды орнамента.
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
Орнамент. Декорирование конкретной формы.
Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А 4.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических и растительных орнаментов
Выразительные возможности цветных карандашей.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами.
Знакомство с техникой «набрызг». Методика выполнения шаблонов (прорезные, силуэтные, модульные).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его заполнение с помощью гуаши и губки (основа - пастельный лист).
Упражнение 2. Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта, размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой «набрызг».
Творческое задание: фрукты в вазе (выполнение рисунка в одной из предложенных техник). Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: акварель или гуашь.
Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт. Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами. Знакомство с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Зарисовки посуды простой и сложной формы фломастерами и карандашами.
Восточный натюрморт в технике «гуашь». Способы работы гуашью. Использование цветной основы листа как средства декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий). Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия «орнамент».
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием орнаментированных деталей. Рекомендуемый формат А3. Материал гуашь.
Темы композиции: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер,гелевая ручка.
знакомство с понятием – композиционный центр
Выполнить композицию на тему: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4. Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2. Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями:
«локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
3. Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычоксмоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
4. Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
5. Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с
контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).
6. Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
7. Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник.
Выполнение упражнений. Вощение(например, морская волна с«барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование
формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
8. Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
9. Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета.
Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры
(например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.
10. Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика»,
«динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.
Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.
11. Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– знание различных видов изобразительного искусства;
– знание основных жанров изобразительного искусства;
– знание терминологии изобразительного искусства;
– знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);
– знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;
– знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
– знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии;
– навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
– навыки передачи формы, характера предмета;
– умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
– наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
– наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности;
– умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
– умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ преподавателем. Оценки заносятся в классный журнал.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков в форме просмотров работ обучающихся. По окончании предмета проводится итоговый зачет, оценка за который заносится в свидетельство об окончании школы. На зачете обучающимся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»).
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка уровня успеваемости включает в себя три компонента: за фантазию, композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». Оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
Оценка 5 «отлично» - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
Оценка 4 «хорошо» - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
Оценка 3 «удовлетворительно» - использование готового решения (срисовывание с образца);
Оценка 2 «неудовлетворительно» - отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание.
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
Оценка 5 «отлично» - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
Оценка 4 «хорошо» - имеются незначительные ошибки;
Оценка 3 «удовлетворительно» - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов;
Оценка 2 «неудовлетворительно» - множество грубых ошибок в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения) предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
Оценка 5 «отлично» - учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
Оценка 4 «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
Оценка 3 «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося;
Оценка 2 «неудовлетворительно» - учащийся не справился с заданием даже с помощью преподавателя, работа небрежно выполнена и не закончена.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на прекрасное. Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических выставок, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрена самостоятельная работа. На самостоятельную работу обучающихся отводится 40 % времени аудиторных занятий.
Самостоятельная работа выполняется в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, применение шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
3. Средства обучения
– материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
– наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, , фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
– демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
– электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
– аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
Методическая литература
19. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия»,