Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»
Утверждено
приказом по МАУ ДО
«ДШИ МР Благоварский
район РБ»
«___»____________2019год
№ __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ
Срок реализации программы – 5 лет
Принято педагогическим советом
Протокол от 29.08.2019 г. № _5__
Составитель: Аминева Р.А.
Преподаватель МАУ ДО «ДШИ
МР Благоварский район РБ»
с. Языково
2019 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Годовые требования. Содержание разделов и тем
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям.
VI.Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы;
- Средства обучения
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Народная игрушка»,(далее - «Работа в материале») разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеобразвивающей программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно - прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебный предмет «Работа в материале» направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Предусматривает последовательное изучение и историю развития в России, и в частности башкирской народной игрушки. Данная программа составлялась с учётом изучения опыта мастеров местной традиции народного декоративно-прикладного искусства. Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная», «История народной культуры и изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества. Учебный предмет «Работа в материале» реализуется при 5-летнем обучении - в 1 -5 классах. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Работа в материале» составляет 5 лет.
Срок освоения программы по предмету «Работа в материале» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год (6-летний срок).
При реализации программы учебного предмета «Работа в материале» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой) классы составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Работа в материале» со сроком обучения 5 лет составляет 1188 часов, в том числе аудиторные занятия -792 часа, самостоятельная работа – 396 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Работа в материале» со сроком обучения 6 лет составляет 1485 часов, в том числе аудиторные занятия - 990 часов, самостоятельная работа – 495 часов.
Распределение нагрузки по годам обучения:
Аудиторная нагрузка: 1-2 год обучения – 4 часа в неделю; 3-4 год обучения – 5 часов в неделю; 5 год обучения – 6 часов в неделю.
Дополнительный, шестой год обучения – 6 часов в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 года обучения – 2 часа в неделю; 4-5 год обучения – 3 часа в неделю.
Дополнительный, шестой год обучения – 3 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации.
Учебный предмет «Работа в материале» со сроком обучения 5 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
|
Всего часов |
|||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Аудиторные занятия |
64 |
68 |
64 |
68 |
80 |
85 |
80 |
85 |
96 |
102 |
792 |
Самостоятельная работа |
32 |
34 |
32 |
34 |
32 |
34 |
48 |
51 |
48 |
51 |
396 |
Максимальная учебная нагрузка |
96 |
102 |
96 |
102 |
112 |
119 |
128 |
136 |
144 |
153 |
1188 |
Вид промежуточной аттестации |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
Итоговая аттестация |
|
Учебный предмет «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 6 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов |
|||||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Аудиторные занятия |
64 |
68 |
64 |
68 |
80 |
85 |
80 |
85 |
96 |
102 |
96 |
102 |
990 |
Самостоятельная работа |
32 |
34 |
32 |
34 |
32 |
34 |
48 |
51 |
48 |
51 |
48 |
51 |
495 |
Максимальная учебная нагрузка |
96 |
102 |
96 |
102 |
112 |
119 |
128 |
136 |
144 |
153 |
144 |
153 |
1485 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
экзамен |
зачет |
Итоговая аттестация |
|
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Работа в материале» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 3 до 8 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Работа в материале» общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет составляет:
1-2 класс – по 4 часа в неделю; 3-4 класс – по 5 часов в неделю; 5 класс – по 6 часов в неделю;
6 - класс – по 6 часов в неделю.
1-3 класс по 2 часа в неделю; 4-5 класс – по 3 часа в неделю;
6 класс – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры: краеведческого музея.
Цель и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Работа в материале» является овладение знаниями и представлениями об искусстве художественного ремесла, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Работа в материале»:
- приобщение учащихся к истокам народного искусства;
- создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
- формирование практических навыков и приемов по изготовлению народной игрушки;
- освоение детьми процесса изготовления народной игрушкой, как творческого процесса, т.е. сочинительства нового с использованием накопленных знаний;
- формирование средствами духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной обрщеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно- прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Работа в материале» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории народной игрушки, региональных особенностей и технологических приемов, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно - прикладного искусства. Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков в учебном и творческом опыте.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
|||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
||||||
1.1 |
Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
1.2 |
Детские возрастные куклы. |
42 |
7 |
21 |
14 |
|
1.3 |
Игровые куклы. |
54 |
9 |
27 |
18 |
|
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. |
||||||
2.1 |
Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование. |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
2.2 |
Дымковская игрушка. Лепка. |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
2.3 |
Дымковская игрушка. Роспись. |
18 |
3 |
9 |
6 |
|
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка. |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
3.2 |
Мягкая игрушка из носок. |
26 |
4 |
12 |
10 |
|
3.3 |
Мягкая игрушка из ткани. |
26 |
4 |
12 |
10 |
|
|
Итого: |
198 |
132 |
66 |
||
Второй год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
|||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
||||||
1.1 |
Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
1.2 |
Куклы в целительстве. |
42 |
7 |
21 |
14 |
|
1.3 |
Обрядовые домашние куклы. |
54 |
9 |
27 |
18 |
|
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. |
||||||
2.1 |
Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
2.2 |
Филимоновская игрушка. Лепка. |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
2.3 |
Филимоновская игрушка. Роспись. |
18 |
3 |
9 |
6 |
|
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
3.2 |
Текстильная игрушка Зайка. |
26 |
4 |
12 |
10 |
|
3.3 |
Текстильная игрушка Мишка. |
26 |
4 |
12 |
10 |
|
|
Итого: |
198 |
132 |
66 |
||
Третий год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
|||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
||||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
|||||||
1.1 |
Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. |
7 |
1 |
4 |
2 |
||
1.2 |
Осенние куклы. |
49 |
7 |
28 |
14 |
||
1.3 |
Зимние куклы. |
63 |
9 |
36 |
18 |
||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. |
|||||||
2.1 |
Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. |
12 |
2 |
8 |
2 |
||
2.2 |
Каргопольская игрушка. Лепка. |
12 |
2 |
8 |
2 |
||
2.3 |
Каргопольская игрушка. Роспись. |
21 |
3 |
12 |
6 |
||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
|||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. |
7 |
1 |
4 |
2 |
||
3.2 |
Декоративная кукла в костюме Русского Севера. |
30 |
4 |
16 |
10 |
||
3.3 |
Декоративная кукла в башкирском костюме. |
30 |
4 |
16 |
10 |
||
|
Итого: |
231 |
165 |
66 |
|||
Четвертый год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
|||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
||||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
|||||||
1.1 |
Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. |
8 |
1 |
4 |
3 |
||
1.2 |
Весенние куклы. |
56 |
7 |
28 |
21 |
||
1.3 |
Летние куклы. |
72 |
9 |
36 |
27 |
||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. |
|||||||
2.1 |
Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. |
13 |
2 |
8 |
3 |
||
2.2 |
Матрешка. Лепка. |
13 |
2 |
8 |
3 |
||
2.3 |
Матрешка. Роспись. |
24 |
3 |
12 |
9 |
||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
|||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. |
8 |
1 |
4 |
3 |
||
3.2 |
Декоративная кукла вбшкирском костюме. |
35 |
4 |
16 |
15 |
||
3.3 |
Декоративная кукла. |
35 |
4 |
16 |
15 |
||
|
Итого: |
264 |
165 |
99 |
|||
Пятый год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
|||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
||||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
|||||||
1.1 |
Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
1.2 |
Свадебные куклы |
108 |
12 |
60 |
36 |
||
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки. |
|||||||
2.1 |
Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
2.2 |
Соломенные птицы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
2.3 |
Соломенные животные. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
|||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
3.2 |
Кукла Тильда – Ангел. |
45 |
5 |
25 |
15 |
||
Раздел 4. Итоговая работа. |
|||||||
4.1 |
Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
4.2 |
Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
4.3 |
Изготовление и оформление итоговой работы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
|
Итого: |
297 |
198 |
99 |
|||
Шестой год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||||
Всего |
Аудиторных
|
Самостоя тельных |
|||||
Лек ции |
Практичес кие занятия |
||||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. |
|||||||
1.1 |
Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
1.2 |
Куклы в жизни женщины. |
108 |
12 |
60 |
36 |
||
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки. |
|||||||
2.1 |
Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
2.2 |
Соломенный Ангел. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
2.3 |
Соломенные куклы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. |
|||||||
3.1 |
Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
3.2 |
Кукла Тильда – Фея. |
45 |
5 |
25 |
15 |
||
Раздел 4. Итоговая работа. |
|||||||
4.1 |
Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. |
9 |
1 |
5 |
3 |
||
4.2 |
Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
4.3 |
Изготовление и оформление итоговой работы. |
27 |
3 |
15 |
9 |
||
|
Итого: |
297 |
198 |
99 |
|||
Годовые требования. Содержание разделов и тем.
Первый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Детские возрастные куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Нянюшка», «Отдарок на подарок», «Зайчик на пальчик», «детская Утешница», «Тульская Сонница», «Тульский Дрема-Ерема», «Тульский угомон», «Тульский зайка», «Вепсская», «Помощница на первую кашу», «Капустка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Игровые куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Кукла на ложке», «Архангельская столбушка», «Тульская кукла от коликов», «Калужская игровая», «Тульская девочка из косичек», «Тульский мальчик с мячиком», «Куклак», «Девка-Баба», «Вепсская игровая».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Дымковская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных и человеческих фигур, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Дымковская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи дымковской игрушки. Расписать готовую белую игрушку (павлин, барыня), используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности мягкой игрушки в России. Научить выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Мягкая игрушка из носок.
Цель и задачи: Познакомить с мягкой игрушкой из носок. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам изготовления куклы «Собака».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, ветошь, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 3.3. Мягкая игрушка из ткани.
Цель и задачи: Познакомить с мягкой игрушкой из ткани. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам изготовления куклы «Слоник».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Второй год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Куклы в целительстве.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «На здоровье», «Кубышка-травница», «Куян», «12 Лихоманок», «От коликов», «Сударушка», «Ловушка для снов».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Обрядовые домашние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Помощница», «День-ночь», «Оберег в карман», «Хозяюшка-благополучница», «Домовушка на скрутке», «Берегиня дома», «Кукла на счастье», «Желанница», «Параскева-пряха».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Филимоновская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности филимоновских животных и человеческих фигур, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – филимоновской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Филимоновская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Текстильная игрушка Зайка.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Зайка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, ветошь, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 3.3. Текстильная игрушка Мишка.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Зайка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Третий год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Осенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Зернушка», «Богач», «Филипповка», «Десятиручка», «Рябинка», «Параскева Пятница», «Козьма и Демьян».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, крупа, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Зимние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Колокольчик», «Благодать», «Веничек Благополучия», «Спиридон-солнцеворот», «Коляда», «Меланка», «Коза», «Санница», «Окно Радости».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, зерно, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Каргопольская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности каргопольских игрушек, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – каргопольской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Каргопольская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи каргопольской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению декоративной куклы, используя смешенные техники изготовления.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, папье-маше, каркасы, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Декоративная кукла в костюме Русского Севера.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Русского Севера. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в костюме Русского Севера».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 3.3. Декоративная кукла в Башкирском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями бшкирского костюм. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в Башкирском костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Весенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Домашняя Масленица», «Вербная», «Пасхальная», «Веснянка», «Птица Радость», «Птички», «Пасхальная голубка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Летние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Семик и Семичиха», «Жница», «Покосница», «Кубышка-травница», «Домовушка», «Купавница», «Русалка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2.Мтрешка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности калининских игрушек, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – калининской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Матрешка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи матрешки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению декоративной куклы, используя смешенные техники изготовления.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, папье-маше, каркасы, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Декоративная кукла в башкирском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Башкортостна. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в башкирском костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 3.3. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Пятый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Свадебные куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы, свадебным обрядом в России. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Неразлучники», «Неразлучники-одноручка», «Тульские неразлучники», «Мировое Древо», «Вишенка», «Хранительница Приданного», «Тульская на счастливое замужество», «Тульская свадебная в лаптях», «Красота», «Тульская Невеста-сирота», «Большая свадебная», «На счастливое замужество».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство соломенной игрушки.
Тема 2.1. Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной соломенной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной соломенной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Соломенные птицы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (птицы), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных птиц.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 2.3. Соломенные животные.
Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (животные), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных животных.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Кукла Тильда – Ангел.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Ангел».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.
Тема 4.1. Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала.
Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы. Умение подбирать и применять уже изученные виды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы.
Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа. Изготовление итоговой работы в выбранной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы.
Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление итоговой работы (сборка композиции).
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Шестой год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы. Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Куклы в жизни женщины. Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Материнство», «Материнство Дети-руки», «Московка», «Рязанская с младенцем», «Женская суть», «Пеленашка», «Бабушка-нянюшка», «Рожаница», «Мамушка», «Тульская Пеленашка», «Рябинка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство соломенной игрушки. Тема 2.1. Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. Цель и задачи: Познакомить с народной соломенной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной соломенной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Соломенный Ангел. Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой «Ангел». Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 2.3. Соломенные куклы. Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной куклой. Каркасная кукла. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Кукла Тильда – Фея. Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Фея».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа. Тема 4.1. Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы. Умение подбирать и применять уже изученные виды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа. Изготовление итоговой работы в выбранной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы. Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление итоговой работы (сборка композиции).
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Работа в материале»:
-знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно - прикладного искусства;
-знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно - прикладного творчества;
- умения раскрывать образное и живописно - пластическое решение в художественно - творческих работах;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- навыки копирования лучших художественных образцов;
- навыки работы в различных техниках и материалах.
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие художественного вкуса;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
Учащийся способен проявлять следующие отношения:
- формирование уважения к труду;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к народным промыслам.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно- выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике и материале.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5 классе или 6 классе (при 5-6-летенем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»).
Итоговая аттестация в пятом (шестом) классах проводится в форме просмотра итоговых работ.
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки.
Критерии оценки
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале:
1.Знакомство с историей народных промыслов.
2.Освоение приемов народной игрушки (копирование, повтор).
3.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты, схемы показа плетения,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериалы,
- интернет
- ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список учебной и методической литературы
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории оборудованные, столами и стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями, мебелью,
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: подлинники изделий народного творчества, выполненные в разных материалах;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи