Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»
Утверждено
приказом по МАУ ДО
«ДШИ МР Благоварский
район РБ»
«___»____________2019год
№ __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ЖИВОПИСЬ
Срок реализации программы – 3 года
Принято педагогическим советом
Протокол от 29.08.2019 г. № _5__
Составитель: Аминева Р.А.
Преподаватель МАУ ДО «ДШИ
МР Благоварский район РБ»
с. Языково
2019год
№№ |
Наименование раздела |
|
I. |
Пояснительная записка |
|
II. |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации |
|
III. |
Учебно–тематический план |
|
IV. |
Содержание учебного предмета. Годовые требования |
|
V. |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
VI. |
Формы и методы контроля, система оценок |
|
VII. |
Методическое обеспечение учебного процесса |
|
VIII. |
Список рекомендуемой литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах – «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Учебный предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5 класс.
При реализации программы «Живопись» с 5 летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1 – 2 классах – три часа, в 3 – 5 классах – два часа, самостоятельная работа в 1 – 5 классах – два часа.
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
¾ приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
¾ формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, доской, предметами натурного фонда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом часов, соответствующим объему, при реализации общеобразовательной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет.
Первый год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
||
Теоретические часы |
Практические часы |
Общее количество часов |
|||||
I полугодие |
|||||||
1 |
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
2 |
Выполнение растяжек от желтого цвета к красному, от красного к синему, от желтого к синему и т.п. |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
3 |
Составление сложных цветов «Листья». |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
4 |
Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок). |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
5 |
Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, по-сырому, аля-прима). |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
6 |
Копирование лоскута ткани. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
7 |
Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
8 |
Выполнение упражнения. Образное решение. Холодная цветовая гамма. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
9 |
Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Гуашь. |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
10 |
Выполнение упражнения. Образное решение. Теплая цветовая гамма. |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
|
Итого: |
80 |
32 |
7,5 |
40,5 |
48 |
||
II полугодие |
|||||||
11 |
Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастно-дополнительная цветовая гамма. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
12 |
Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
13 |
Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. |
урок |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
14 |
Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировке (без складок), контрастной по тону. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
15 |
Натюрморт. Предмет быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
16 |
Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
17 |
Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
18 |
Зачетное задание. Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. |
урок |
20 |
8 |
1 |
11 |
12 |
Итого: |
85 |
34 |
8 |
43 |
51 |
Второй год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
||
Теоретические часы |
Практические часы |
Общее количество часов |
|||||
I полугодие |
|||||||
1 |
Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
2 |
Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
3 |
Натюрморт из двух – трех предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
4 |
Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. |
урок |
10 |
4 |
1 |
5 |
6 |
5 |
Этюд двух предметов быта контрастных по форме и цвету. |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
6 |
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок. Гризайль. |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
7 |
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок (с предварительным эскизом). |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
Итого: |
80 |
32 |
6,5 |
41,5 |
48 |
||
II полугодие |
|||||||
8 |
Этюд фигуры человека |
урок |
5 |
2 |
0,5 |
2,5 |
3 |
9 |
Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне. |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
10 |
Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с предварительным эскизом). |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
11 |
Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
12 |
Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). |
урок |
15 |
6 |
1 |
8 |
9 |
13 |
Зачетное задание. Натюрморт из трех металлических предметов (чайник, турка, кофейник). |
урок |
20 |
8 |
1 |
11 |
12 |
Итого: |
85 |
34 |
5,5 |
45,5 |
51 |
Третий год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
||
Теоретические часы |
Практические часы |
Общее количество часов |
|||||
I полугодие |
|||||||
1 |
Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. |
урок |
12 |
6 |
1 |
5 |
6 |
2 |
Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
3 |
Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
4 |
Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
5 |
Этюд фигуры человека |
урок |
4 |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 |
Итого: |
64 |
32 |
4,5 |
27,5 |
32 |
||
II полугодие |
|||||||
6 |
Два этюда фигуры человека (в различных позах). |
урок |
8 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
8 |
Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
9 |
Зачетное задание. Натюрморт в светлой тональности. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
Итого: |
68 |
34 |
4 |
30 |
34 |
Четвертый год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
||
Теоретические часы |
Практические часы |
Общее количество часов |
|||||
I полугодие |
|||||||
1 |
Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
2 |
Натюрморт из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
3 |
Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
4 |
Этюд драпировки со складками. |
урок |
12 |
6 |
1 |
5 |
6 |
Итого: |
64 |
32 |
4 |
28 |
32 |
||
II полугодие |
|||||||
5 |
Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
6 |
Этюд фигуры человека в спокойной позе. |
урок |
8 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
Тематический натюрморт из четырех предметов четких по цвету и различных по форме. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
8 |
Экзаменационное задание. Натюрморт с чучелом птицы. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
Итого: |
64 |
32 |
4 |
30 |
34 |
Пятый год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Задание для самостоятельной работы |
Аудиторное задание |
||
Теоретические часы |
Практические часы |
Общее количество часов |
|||||
I полугодие |
|||||||
1 |
Натюрморт «Дары осени». Этюд. |
урок |
8 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
Осенний натюрморт в интерьере. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
3 |
Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета, различные по цвету). |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
4 |
Тематический натюрморт. Этюд. |
урок |
8 |
4 |
0,5 |
3,5 |
4 |
5 |
Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. |
урок |
16 |
8 |
1 |
7 |
8 |
Итого: |
64 |
32 |
4,5 |
27,5 |
32 |
||
II полугодие |
|||||||
6 |
Этюд фигуры человека в интерьере. |
урок |
8 |
4 |
1 |
3 |
4 |
7 |
Натюрморт с гипсовой маской или орнаментом. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
8 |
Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
9 |
Зачетное задание. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. |
урок |
20 |
10 |
1 |
9 |
10 |
Итого: |
64 |
34 |
4 |
30 |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
I полугодие
1. Тема (5 ч.): Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. (2 ч.)
2. Тема (5 ч.): Выполнение растяжек от желтого цвета к красному, от красного к синему, от желтого к синему и т.п. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. (2 ч.)
3. Тема (5 ч.): Составление сложных цветов «Листья». Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». (2 ч.).
4. Тема (5 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок). Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Образное решение мотивов перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. (2 ч.).
5. Тема (5 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, по-сырому, аля-прима). Использование возможностей акварели. Бабочки, птицы – образное решение. Использование акварели, бумаги формат А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.). (2 ч.).
6. Тема (10 ч.): Копирование лоскута ткани. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: мотив «Морские камешки», «Мыльные пузыри». (4 ч.)
7. Тема (10 ч.): Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. (4 ч.).
8. Тема (10 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Холодная цветовая гамма. Характеристики цвета. Холодные цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Отработка основных приемов: заливка, лессировка. А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. (4 ч.).
9. Тема (10 ч.): Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Гуашь. Изучение возможностей техники гуаши при работе с натуры. Выявление четких тональных и цветовых отношений предметов и фона. Использование гуаши, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: декоративный натюрморт. (4 ч.).
10. Тема (5 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Теплая цветовая гамма. Характеристики цвета. Теплые цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Отработка основных приемов: заливка, лессировка. А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. (4 ч.).
II полугодие
11. Тема (10 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастно-дополнительная цветовая гамма. Изучение понятий: цветовой тон, цветовой контраст. Выбор контрастных цветов. Грамотное выполнение растяжек, закрепление понятия контрастно-дополнительных цветов. Использование акварели, бумаги А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: природный мотив при использовании других пар контрастно-дополнительных цветов. Образное решение. (4 ч.).
12. Тема (10 ч.): Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. Понятие «среда». Влияние цветовой среды на предмет. Понятия: рефлекс, цветовая среда, свет, тень на предмете, падающая тень. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предметов прямоугольных форм. (4 ч.).
13. Тема (10 ч.): Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. (4 ч.).
14. Тема(15 ч.): Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировке (без складок), контрастной по тону. Изучение явления светового контраста. Выявление в процессе работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений, понятие пространства и умения последовательно вести работу. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы. (4 ч.).
15. Тема(15 ч.): Натюрморт. Предмет быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. Предмет темный. Освещение боковое, теплое. Лепка формы цветом, с учетом светотени, передача объема предмета и пространства. Закрепление последовательности выполнения работы. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. (4 ч.).
16. Тема (10 ч.): Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. Одна драпировка фоновая – нейтральная по тону и цвету, другая – темная, цветная – бордовая, зеленая или синяя. Понятие контраста. Изучение изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях. (4 ч.).
17. Тема (15 ч.): Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. Передача четких тональных отношений. Использование в практической работе теоретических знаний. Выявление пространства и объема предмета. Влияние цветовой среды. Последовательное ведение работы. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. (4 ч.).
18. Тема (20 ч.): Зачетное задание. Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. Предмет и фон разной тональности, контрастные по цвету. Проверка навыков и умений последовательного ведения работы над натюрмортом. Выполнение задания с учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии. Взаимовлияние цветов. Использование акварели, бумаги формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. (8 ч.).
Второй год обучения
I полугодие
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. (6 ч.).
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. (2 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. (6 ч.).
II полугодие
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. (2 ч.).
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. (6 ч.).
(12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. (8 ч.).
Третий год обучения
I полугодие
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. (8 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. (2ч.).
II полугодие
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. (10 ч.).
Четвертый год обучения
I полугодие
Самостоятельная работа: этюды живых цветов. (8 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных поматериалу. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками. (6 ч.).
II полугодие
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. (10 ч.).
Пятый год обучения
I полугодие
Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов. (4 ч.).
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности. (4 ч.).
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
(8 ч.).
II полугодие
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. (4 ч.).
(10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды 2 – 3 белых предметов на различном фоне. (10 ч.).
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов быта с различных точек. (10 ч.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник ДШИ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам средних специальных художественных заведений.
Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописно-композиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны искусства – смешение красок, добиваясь сложных цветов, тонких отношений; а также активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать. Освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности: заливку на крупных предметах и на фоне, в том числе заливку с изменением тона, лессировку, приемы вливания цвета в цвет, письмо по-сырому, а также работу мазком для лепки формы предметов первого плана. Уметь пользоваться гуашевыми красками и другими художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи:
Учащийся должен: решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний; добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения; свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
¾ грамотно компоновать изображение в листе;
¾ грамотно передавать локальный цвет;
¾ грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
¾ грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
¾ грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
¾ грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
¾ грамотно передавать оттенки локального цвета;
¾ грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
¾ грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
¾ грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
3 год обучения
¾ грамотно компоновать сложные натюрморты;
¾ грамотно строить цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
¾ грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
¾ грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
¾ грамотно компоновать объекты в интерьере;
¾ грамотно строить цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
¾ грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
¾ грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
¾ передавать цельность и законченность в работе;
¾ строить сложные цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
¾ грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
¾ грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
Работа, как правило, ведется акварельными или гуашевыми красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя:
¾ посещение выставок;
¾ поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
¾ чтение дополнительной литературы;
¾ выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
¾ посильное копирование шедевров мирового искусства;
¾ выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ